Как выжить предпринимателю в условиях кризиса. Часть 5.
На этот раз мы пообщались с нашим клиентом, основателем сети фотокопицентров «Позитив» (https://позитивфото.рф) – Анной Мурадовой.
Вкратце о деятельности компании.
Мы в фотосалонах «Позитив» делаем фото на документы, ксерокопии, печатаем фото, сканируем, ламинируем и т.д. У нас широкий ассортимент фотоподарков: фото на кружках, футболках, тарелках и еще десятки наименований. Сейчас мы работаем в 2 регионах России и не собираемся на этом останавливаться.
Что изменилось за прошедший год, с какими основными сложностями вы сталкиваетесь?
Очень много клиентов заказывали наши услуги онлайн, через сайт или соцсети. Так что падение выручки не было драматическим. Правда, из-за кризиса нам пришлось уделять больше внимания нашему позиционированию в интернете, повысились расходы на рекламу. Но есть и хорошие новости. В прошлом году мы открыли новую точку сети фотоцентров «Позитив» в Москве. Что называется в самый разгар ограничений и это было трудно. Сейчас ситуация с новым офисом плавно выправляется, но о выходе на прибыль пока говорить рано. Еще одним важным для нас шагом стало сотрудничество с типографией, теперь мы можем без затрат на дорогостоящее оборудование выполнять заказы на все виды полиграфической продукции: визитки, листовки, флаеры, буклеты, календари и многое другое. Ну и самое главное наше достижение в прошлом году — это запуск нашей франшизы (https://positivefranchise.ru).
Во сколько обошлось открытие новой точки?
Всего на мебель, технику и оформление в нашем фирменном стиле было израсходовано 345 тыс. рублей. В эту сумму не включены расходы на закупку бумаги и товара.
Расскажите подробнее о франшизе, не страшно выходить на рынок в кризис?
Страшно, но, с другой стороны, если мы можем работать в таких условиях, то точно сможем расти дальше. Что касается франшизы, то я верю, что однажды современный фотосалон будет ассоциироваться с функциональным сайтом, светлыми помещениями в едином фирменном стиле, искренним сервисом и качественными продуктами. Благодаря нашей франшизе владельцы фотосалонов смогут сэкономить на разработке сайта, брендбука, получать более выгодные условия у поставщиков, бесплатно подключиться к типографии-партнеру, получить список необходимого оборудования, расходных материалов и инструкции. А ещё мы бесплатно внедряем единую систему складского учета, аналитики и кассы. Ну и конечно мы всем нашим партнерам рекомендуем выгодного оператора фискальных данных – компанию е-ОФД (www.e-ofd.ru), услугами которой мы сами пользуемся уже несколько лет.
Как вы видите перспективы рынка услуг фотокопицентров?
В России тысячи фотосалонов и подавляющее большинство из них выглядят ужасно. Никакого фирменного стиля, разная мебель, брошенные соцсети, у многих нет сайта, а у тех, что есть, часто не позволяет даже принять заказ онлайн. У большинства не оцифрованы бизнес-процессы. Так что в плане развития всем нам есть куда идти. Достаточно вспомнить, что стало с большинством мелких продуктовых магазинов у дома – их место заняли сети. Только объединившись, фотосалоны смогут выйти на новый уровень с минимальными инвестициями. Что касается продуктовой линейки современного фотосалона, то это уже давно не только фотопечать и фото на документы. Сейчас выручку делает услуга по нанесению изображений на различные предметы. В итоге получается эксклюзивная вещь (например, футболка). Думаю, такие подарки всегда будут актуальны. Не стоит забывать и про бизнес-сегмент – полиграфия, корпоративные сувениры всегда будут востребованы.
Какие советы дадите коллегам-предпринимателям?
Не отчаиваться, не опускать руки, всегда думать над тем, как улучшить свой бизнес и никогда не останавливаться на достигнутом!