Теперь курьер может принимать деньги без кассы
Обязанность выдавать фискальный чек сохранилась.
В пятницу 7 июня 2019 г., пока одни обсуждали главные итоги ПМЭФ 2019, а другие сюр с историей о задержании журналиста Голунова, в российской системе оплаты товаров и услуг произошло куда более значимое событие, затрагивающее весь розничный бизнес и существенно изменяющее процесс осуществления расчетов. В этот день Президентом был подписан федеральный закон, вносящий важные поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике.
Самым значимым изменением, по моему мнению, стало то, что теперь при осуществлении расчетов курьеры могут не иметь при себе кассовый аппарат, а следовательно, могут не печать кассовый чек. Достаточно отправить электронный чек на адрес электронной почты или телефон, или продемонстрировать покупателю QR-код, с помощью которого он сможет данный чек загрузить из мобильного приложения ФНС России. Аналогичный порядок распространяется и на сервисные услуги, когда работы или услуги осуществляются на выезде (например, уборка квартир).
Т.е. отменена норма, когда в довесок к товару, или швабрам, сотруднику необходимо было тащить с собой кассовый аппарат. Теперь достаточно иметь при себе любой смартфон, с экрана которого можно продемонстрировать QR-код. А вот как это сделать, давайте разберемся:
Вариант первый. Самый простой и архаичный: использовать стационарную кассу, которая расположена на самом предприятии. Т.е. принимая деньги представитель компании просит сотрудника офиса фискализировать расчет и прислать QR-код из чека или сам чек в электронной форме на адрес покупателя. Все понятно, затрат минимум, головной боли максимум. Как так? А легко. Во-первых, на кассе необходимо изменить место расчетов на вне офиса. А во-вторых в офисе должен быть кто-то, кто данное действие, а также все последующие произведет. С учетом того, что в наше бурное время курьеры работают чуть ли не круглосуточно, затраты на офисного кассира могут оказаться даже в краткосрочной перспективе дороже автоматизации. Хотя, для штучных продаж вариант более чем подходящий и исключающий ненужные затраты. Благо, мобилки у нас уже тоже умеют карты принимать.
Вариант второй. Продвинутый. Облачная касса, к которой у курьера есть доступ через учетную систему предприятия или через кабинет онлайн-кассы, как это реализовано у нас в е-ОФД. В данном случае курьер с помощью виртуальной кассы или товароучетной системы формирует кассовый чек, используя свой смартфон как модуль связи с кассой. Кстати, при наличии необходимого ПО, данный способ интеграции можно сочетать со стационарной кассой, расположенной в офисе. Но часть проблем, связанных в т.ч. с доступностью кассы, которую офис, в большинстве случаев, никогда не обеспечит на уровне ЦОДа, он все равно не снимает.
Подводя итог, скажу, что как предприниматель я очень рад тому, что облачные кассы е-ОФД находят все больше и больше сфер применения. Теперь это не только интернет-эквайринг и вендинг, как было год назад, но и ЖКХ, продажа билетов на общественный транспорт, выездная торговля и оказание услуг. Но также я рад как человек, считающий что в XXI веке пора отходить от нормативно зарегулированных требований, что принтер чеков должен быть в одном корпусе с кассой, а сам «корпус» должен находиться в месте осуществления расчетов. Ну давайте честно, фискальный чек, нужен прежде всего государству, и это замечательно, что Оно (государство) начинает упрощать механизм соблюдения данного требования для предпринимателей.